В Перми появилось граффити, посвященное Пермскому балету
В 2020-2021 годах Пермь отмечает сразу два юбилея: 150-летие Пермской оперы и 95-летие Пермского балета. Уличные художники выступили с инициативой создать в городском пространстве граффити, посвященное этим датам.
История создания граффити симптоматична для Перми. Многие идеи, сделавшие за 150 лет имя Пермскому театру оперы и балета, были инициированы зрителями. Это и Дягилевский фестиваль, и конкурс артистов балета «Арабеск». Да, собственно, сама Пермская опера появилась благодаря публике: каменное здание театра было построено в результате краудфандинга.
Алла Платонова, директор по развитию Пермского театра оперы и балета:
— В 2020 году наш театр, оказавшись в ситуации локдауна, сделал ставку на онлайн-трансляции, чтобы сохранить связь со зрителем. Когда мы вернулись к работе оффлайн, возникла идея граффити как мостика между цифровым и аналоговым театром. Оно стало логичным продолжением диалога между театром и публикой, открытого благодаря масштабным трансляциям. Художникам захотелось отразить в городской среде то, что так любят зрители — Пермский балет. Со своей стороны, мы поняли, что это возможность напомнить жителям города о роли Пермского театра оперы и балета как лаборатории, места творческого поиска и пространства, открытого для дискуссий на актуальные темы.
Этот проект удалось воплотить в жизнь благодаря партнерам — компании Miro и телеком-оператора Дом.ru. Его поддержали и помогли в реализации администрация города Перми и министерство культуры Пермского края.
Андрей Кузяев, президент АО «ЭР-Телеком Холдинг»:
— Культура – это драйвер человеческого роста и развития; это залог постиндустриальной экономики. Нужно создавать возможности для культуры, которая будет вдохновлять новые поколения на развитие инновационных технологий. Технологии в искусстве — это новая реальность. Она с нами навсегда. «ЭР-Телеком» обладает всеми необходимыми ресурсами для поддержки актуальных культурных инициатив.
Для рисунка была выбрана стена дома на пересечении улиц Горького и Пермской. Прообразом героини, по желанию художников, стала народная артистка России Елена Кулагина — прима-балерина Пермского балета 1980-х — 2000-х, а ныне педагог-репетитор театра. На граффити она запечатлена в партии Китри из балета «Дон Кихот». Автор графического решения — дизайнер Пермского театра оперы и балета Евгения Мрачковская, исполнители — художники арт-студии «Дело» Дмитрий Рейс и Дмитрий Даер.
Работа над граффити продолжалась несколько месяцев и завершилась 11 февраля презентацией и паблик-током на площадке Morion Digital. Участие в обсуждении приняли представители театра и компаний-партнеров, городской и краевой власти, эксперты в сфере театра и урбанистики. Онлайн-трансляцию паблик-тока можно посмотреть в записи.
Марина Илюхина, заместитель министра культуры Пермского края:
— Театр ищет новые формы взаимодействия со зрителем. Он не останавливается на тех, что в наше время стали уже привычными, а для эпохи пандемии просто лежащими на поверхности — взаимодействие только через экран и трансляции. Пермский театр оперы и балеты идет дальше, тем самым вызывая к себе огромный интерес, создавая творческие потоки и привлекая все больше людей. Даже тот житель города, который не интересовался балетом, пройдя 20, 30 или 50 раз мимо граффити, вполне возможно захочет увидеть это вживую.
Свою историю Пермский балет ведет с премьеры балета «Жизель» в 1926 году. Поворотным моментом в судьбе театра стала Великая Отечественная война (1941—1945), когда в Молотов (так тогда называлась Пермь) были эвакуированы Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр) и Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой).
Об узнаваемом — пермском — почерке в балетном мире начали говорить начиная с 1965 года — с первых призов выпускников Пермского хореографического училища Риммы Шлямовой и Льва Асауляка на Международном конкурсе в Варне. Окончательно он сформировался в 1970-е. Понятие «Пермский балет» неизменно ассоциируется с блестящей техникой исполнения и артистизмом, свойственным классическому русскому балету.
Фото — Андрей Чунтомов