Интернет-вестник Пермского краевого отделения Союза журналистов России

Поделиться
Отправить

«И надеждою душа согрета, что не сгинет ни одна газета»

Татьяна Черепанова, член жюри XXII фестиваля «Журналистская весна — 2019»

«Лучшая газета та, в которой редактор крепко держится на ногах, а его зам стоит на голове и ходит по углям» — так, помнится, назывался мой материал о самой первой «Журналистской весне», больше двух десятков лет назад. Фестиваль придумала команда лысьвенской «Искры», а речь шла о её редакторе Сергее Ворожеине (светлая память!) и Елене Орловой. Елена Ильинична на нынешнем фестивале в Карагайском районе победила в самой почётной номинации «Верность профессии». А в заголовок я вынесла слова фестивального гимна, также сочинённого журналистами «Искры».

«Меняйся или умри!». Рецепты Валентины Пермяковой

Слишком рано ушедший от нас Василий Александрович Мосеев, в то время — председатель пермской журналистской организации, идею поддержал, договорился с факультетом журналистики УрГУ об участии в нашем фестивале преподавателей — и понеслось! Каждый год, без единого пропуска: в Соликамске, Добрянке, Лысьве, Березниках, Нытве, Усть-Качке, Краснокамске, Чернушке…

И вот теперь уже XXII фестиваль: на самом излёте весны на базе отдыха «Карповка». В прекрасном месте и со специально заказанной организаторами хорошей погоде. Как вам – награждение и разбор полётов на берегу живописного пруда?!

150 участников, 20 номинаций. Семь для изданий: «Газета-лидер работы с детской и молодёжной аудиторией», «Городская газета», «Районная газета», «Корпоративная газета», «Лучший дизайн», «Лучший сайт», «Лучший специальный журналистский проект». Тринадцать личных номинаций. Назову некоторые: «Политика и местное самоуправление», «Проблемы села», «Репортёр», «Фоторепортёр», «Экология», «Экономика и бизнес», «Мастер зарисовки», «Культура», «Надежда»…
«Публицист» и «Журналистское расследование» — в этих двух номинациях в последнее время количество конкурсантов растёт. Предполагаю, что некоторые коллеги могут сейчас иронически улыбнуться – какая там публицистика, какие расследования в «районках»? Об этом чуть позже.

Со спикерами нам везёт всегда – знаем, кого приглашать. На первых фестивалях это были, в основном, преподаватели факультета журналистики УрГУ: его бессменный декан Борис Лозовский, Виктор Олешко, Леонид Макушин (светлая память), Элина Чепкина. В последние годы из Екатеринбурга часто приезжали Валерий Амиров и Мария Попова (Мария Фёдоровна, к слову, уроженка Карагая); незаменимый, всегда и всеми востребованный Владимир Касютин, Сергей Мешавкин… Своим опытом на наших фестивалях делились, например, редактор легендарного «Змеиногорского вестника» из Алтайского края Людмила Кейбол, Мария Базунова, когда она ещё руководила «районкой» в Сухом Логе Свердловской области… Так и в этот раз.

Главный редактор газеты «Городские вести» и проектов «Ревда-инфо» (г. Ревда, Свердловская область) Валентина Пермякова провела семинар на тему «Как маленькому медиа заработать на сайте и в соцсетях: не только баннеры и репосты». На примере собственного издания она рассказала о монетизации в интернете, о видах и способах продажи рекламы на сайте, о проектах для сайта и соцсетей районной газеты в условиях ограниченных ресурсов.

«Меняйся или умри!» — под таким девизом работает редакция «Городских вестей». Переход к мультиплатформенности означал, что нет газеты «Городские вести» и её сайта, а также, соответственно, групп сайта «Ревда-инфо.ру» в социальных сетях. А что взамен?

Есть «Ревда-инфо.ру» (Digital first — ещё один девиз издания), а также «Ревда-инфо» в «ВКонтакте», в «Одноклассниках», в «Телеграме», «Фейсбуке», e-mail-рассылке, инстаграме, Яндекс-дзене. Это всё — маленькие, но полноценные проекты, которые имеют своё лицо, свою аудиторию, своих почитателей. У каждого проекта — свой уникальный контент. Появился жанр короткого видео с субтитрами. Короткий (45 секунд) ролик снабжен авторскими титрами, которые рассказывают историю. В нём уже содержится главное, что нужно знать: что произошло, кто виноват, например. Все подробности есть на «Ревда-инфо.ру», и если читателю интересно, он за ними придёт.

В «Городских вестях» Ревды, как и в некоторых других редакциях разных областей нашей страны, круглосуточно и без выходных на редакционном смартфоне (в режиме «24/7») дежурят журналисты. А ещё новости можно быстро сообщить семью другими способами!

Валентина Пермякова уже выступала на одном из наших профессиональных клубов журналистского мастерства (а всего у нас их четыре) и, думаю, приедет ещё: есть что рассказать и показать, чем поделиться. Да и добираться не так уж далеко.

«Почему не я?!»

А начался фестиваль со встречи с заместителем гендиректора «Российской газеты» Евгением Абовым, который продемонстрировал возможности взаимовыгодного взаимодействия с городскими и районными СМИ.

Положительно оценили участники форума и мастер-класс пермяка Алексея Гущина на тему «Репортаж, новость, интервью: видеоформаты для сайтов районных СМИ». Эксперт рассказал о том, как традиционные местные СМИ могут эффективно противостоять экспансии популярных пабликов в соцсетях.

Но чтобы заработать, хоть на сайте, хоть в соцсетях, хоть в принте, надо, чтобы тексты были профессиональными, грамотно выстроенными и интересно поданными. Поэтому так востребована образовательная часть второго дня фестиваля: с конкретным «разбором полётов» присланных материалов членами жюри. Знаю, что для очень многих самое значимое – это именно индивидуальный разбор публикаций в личных номинациях.

«Почему не я?», — вот зачастую главный вопрос всех, кто не победил. И это правильно. Мы уже второй год на сайт нашей журналистской организации «Перминфоком» выкладываем для общего обзора все присланные работы – читай публикации победителей, сравнивай, думай, анализируй. И делай выводы.

Что помогает нашим лучшим изданиям держать тираж, быть востребованными читателями? Один из наиболее распространённых в последние годы рецептов — проектировать жизнь к лучшему. Сегодня проектная деятельность — реальный фактор конкурентоспособности. Лауреатом в этой номинации по праву стал «Соликамский рабочий» с проектом «Дерево добра». Благодаря ему исполнилось 135(!) самых разных желаний жителей дома-интерната.

Организаторы провели колоссальную работу, начиная с сентября 2018 года. О проекте написала газета, рассказало телевидение, информацию о мечтах пожилых людей и инвалидов разместили в соцсетях. Желаемое стало реальностью, что и подтвердили представленные на конкурс публикации. Герои проекта побывали в кафе за праздничным новогодним столом, группа жителей дома-интерната съездила в Пермь на цирковую программу.

Удачным оказался и поиск объединения «Регион-59»: журналисты и общественники нашли внучку Зои Николаевны Пахоруковой, детей нескольких пожилых людей. Договорились с мемориальной компанией установить памятники близким родственникам… В новогоднем сундучке организаторов проекта (подарки принимались в редакции ) оказались халаты, тапочки, куртки, шахматы, сотовые телефоны, книги, нарядные платья, украшения.

Всего редакции заявили 19 проектов. Но хочу в очередной раз напомнить, что проект – это не просто обычный цикл публикаций. Где проходит граница между привычной газетной работой и тем, что называется «проект»? Критерий, на мой взгляд, наиболее точно обозначен Сергеем Лапенковым, исполнительным директором АНРИ: «Прежде всего, важен очевидный и довольно скорый результат: операция для больного ребёнка, корова для многодетной семьи, позор для депутата, парк вместо свалки…Явным признаком успешного проекта является интерес, который вызывает газета у окружающих её людей. И, наконец, проект – это двери, через которые редакция выходит «в народ».

Конкретное действие, реальный результат. Не абстрактное, как написали в сопроводиловке некоторые редакторы, представляя свои проекты: повышение патриотизма, соблюдение семейных традиций и т. п., а конкретное дело — с привлечением общественных или государственных организаций и ресурсов.

Ещё один замечательный пример — проект «Верещагинского вестника» «Лето в кроссовках». Прошлой весной газета выступила с инициативой к юбилею Верещагино создать команду «Верещагино 120» для участия в Пермском международном марафоне. Инициатива верещагинцам понравилась, но для подготовки команды нужны были постоянные тренировки. Так родилась идея проекта. Межшкольный и городской стадионы открыты для всех желающих, поэтому проблем с местом проведения тренировок не было. Была проблема с поиском тренера, но, к счастью, им согласился стать земляк-марафонец Иван Шабашов. За лето он бесплатно провёл более 20 беговых тренировок. В итоге в команду «Верещагино 120» вошли 56 человек. Продолжение следует – «Осень в кроссовках»!

Газета «Новый день» из Нытвы получила награду за создание волонтёрского отряда из юнкоров. А в добрянской «Зори плюс» несколько лет подряд выходит Календарь надежды. В этом году собрали средства для лечения шестилетней Маши Крапивиной.
Специальный диплом жюри, по совокупности проектов, получил «Кировец», корпоративное издание Пермского порохового завода. За акции, названия которых говорят сами за себя»: «Варежки», «Красота вокруг нас», «Знай наших».

Ёлочки для Афгана

Рекордное количество заявок – в номинации «Мастер зарисовки» — 33.Оно и понятно. В небольших газетах самая любимая тема – история о человеке, история человека. Все любят, но не все умеют интересно рассказать.

Героев журналисты выбирают замечательных, самых разных профессий и увлечений. Учитель, воспитатель, доктор или медсестра, военнослужащий, фермер, кондитер, программист, уборщица, сварщик, экскурсовод, бригадир тракторной бригады, инженер, художник, пчеловод, сельский фельдшер, певчий церковного хора, многодетная мама…

Сложнее с другим. Ключевое слово в названии номинации «мастер», и тут вопросов – выше крыши. Многие зарисовки выстроены по одной схеме. Хронологически, как под копирку, перечисляются факты биографии: родился, учился, женился… «Вкусные детали» тоже есть, но их или мало или они запрятаны куда-то далеко вглубь текста. Вместо того чтобы сразу, уже в лиде увлечь читателя.

Таких вкусных деталей я накопала множество. Вот для примера несколько. «Вместо ковра на полу — зелёная поляна». «Зачем в его мастерской висит портрет Рокфеллера». «Ваня в три года начал собирать колорадских жуков»…

До сих пор помню с прошлогоднего фестиваля выразительную подробность от Валентины Бас из Соликамска: «Новости для мамы как утренний чай для англичанина». Не зря в этом году Валентина стала дипломантом в номинации «Социальная журналистика», в которой конкуренция также всегда чрезвычайно высока.

Без выразительного эмоционального языка – в живом и образном рассказе, каким является зарисовка – никуда! И он в лучших представленных образцах – в наличии: «С мёдом мужик и лапоть съест!», «Пчёл держать – не в холодке лежать!».

Но есть и довольно унылые примеры, тексты, переполненные канцеляризмами, через которые и не продраться: «Трудоустройство людей с ограниченными возможностями является проблемой достаточно сложной. Работодатели не горят желанием принимать на работу данную категорию соискателей», «Все организованные мероприятия направлены на сохранение духовно-нравственных и семейных ценностей», «Комфортная информационная среда для семей стала средством закрепления их в библиотеке»… Выразительны примеры Корнея Чуковского из книги «Живой как жизнь»: «зелёный массив» вместо «лес»; «избыточно увлажнённая почва» вместо «мокрая земля»; а также «овладение ребёнком родным языком»; «ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры» и многие другие.

То же касается заголовков. Вот что вам больше понравится: «Счастье матери», «Искусство жить», «На страже Родины», «В движении вперёд» или «Воды бы глоток», « Я нарисую этот мир, каким люблю», «Бабки танца не боятся», «Рождество в калошах», «Ношу имя царицы грузинской», «Что снится медсестре», «Диванный эксперт», «Клёвые Татьяны»( о подругах – рыбачках)… Ответ очевиден. Причём как скучные, так и выразительные заголовки могут встречаться у одного и того же автора. Лень подумать?!

Многовато общих мест: «Картины – часть души художника», например, или «Для матери нет ничего важнее, чем счастье её детей». «Гармония не приходит в один день, работать над собой надо постоянно» или «Так притёрлись, что стали единым целым», «Благодарные глаза матери и здоровье ребёнка – самое главное», «Счастье жить для других»…

Многие по-прежнему считают обязательным непременно в конце вывести какую-то мораль. Как будто сам читатель не в силах разобраться, что такое хорошо и что такое плохо.

Победил в этой номинации Сергей Черныш из газеты «Маяк Приуралья» (г. Чернушка) с материалами, связанными с 30-летием вывода наших войск из Афганистана: «Ёлочки для Афгана», «Прапорщик Бельмондо» и «Сын бронепоезда». Причём все они были заявлены в другой номинации. Но жюри обладает правом по необходимости переносить материалы из одной номинации в другую. Этим правом мы и воспользовались.

Критический дизайн действительности

Мне нравится это определение публицистики, данное одним из теоретиков. Вообще-то критерии публицистического жанра довольно размыты, и может быть поэтому в номинацию «Публицист» присылали всё что душеньке угодно: корреспонденции, зарисовки, репортажи, путевые заметки, расследования, интервью… Но в целом все соглашаются с тем, что свойства публицистического материала – острота, парадоксальность, актуальность, полемика. Девиз: «Не могу молчать!»

Дипломы в этой номинации получили редактор добрянской газеты «Зори плюс» Ольга Меланина и замредактора кунгурской «Искры» Дмитрий Спиридонов. Ольга регулярно размещает свои колонки на странице мнений «Дайте сказать!». Она берётся за актуальные животрепещущие темы, вызывающие большой общественный резонанс. Информационные поводы -запрет нового учебника по экономике («Экономике не хватило патриотизма»), нежелание жителей одного московского дома сдавать квартиры приезжим семьям с онкобольными («Что страшнее рака»), повышение пенсионного возраста («Выйти на пенсию и умереть»). Дмитрий – один из немногих, если не единственный, кто возрождает в Пермском крае жанр фельетона.

А победила в этой номинации Елена Гирко из «Краснокамской звезды» с материалами «Война дворцам», «Маленькие детки – не маленькие бедки», «Лёгкие деньги». Победила благодаря широте взгляда и глубине анализа каждой ситуации, хорошему сочному языку. На награды претендовали ещё ряд заметных текстов: Светланы Токаревой из Соликамска, Елены Хорошевой из Кудымкара, Ларисы Глушенковой из Чернушки, Марины Шамуриной из Кунгура, Андрея Кудрина из Лысьвы. Андрей уже побеждал в этой номинации года три назад, а в этом году он вместе с Андреем Кобзевым из газеты «Вперёд» Октябрьского района лидировал в номинации «Экология».

А теперь, как обещала, о самом «неподъёмном» для районной газеты жанре.

«НеПРИСТАВучие». Расследование Михаила Субботина из чернушинского «Маяка Приуралья» — о работе судебных приставов. В редакцию, как в последнюю инстанцию, обратилась жительница города, потому что была уже и у прокурора, и суды выигрывала, и у судебных приставов решение лежит — но именно лежит. Дело не продвигалось, пока за него не взялся корреспондент «Маяка». Он съездил в деревню, где спокойно проживал должник, которого судебные приставы никак «не могли обнаружить»… Зато обнаружилась уйма проблем в их работе.

«Ночь, мусорка, КамАЗ проехал…». Суть проблемы — городские власти незаконно свозили строительный мусор на территорию одного из окрестных сёл. После выхода материала прокуратура запросила фотографии как доказательства правонарушения, а городская администрация выплатила солидный штраф.

Для Яны Яновской из газеты «Парма-новости» Кудымкара важно глубоко и детально изучить тему, собрать документы и написать материал так, чтобы в случае обращения в суд с иском о диффамации, редакция могла юридически грамотно отстоять свою позицию. За последние три года в «Парма-новости» не проиграли ни одного судебного разбирательства, где в исковом требовании речь шла о защите чести и деловой репутации и о компенсации морального вреда. Яна представила материалы, названия которых говорят сами за себя «Свалить на соседей. Свалка в райцентре закрыта по решению суда», «Остаться без тепла», «Всё в дом. Как директор Теплосетей через предприятие коттедж построил». Субботин и Яновская и победили в номинации «Журналистское расследование».

Им в затылок дышали Людмила Рожнова из «Северной звезды» Чердынского района (Людмила специализируется на материалах, связанных с Великой Отечественной войной) и Лариса Огородникова из газеты «Вперёд» посёлка Октябрьский («Как Василиска появилась на свет», «Поел бы репки, да зубы редки» и «Жди толку, положа зубы на полку»). Лариса, например, пишет, что рожениц посёлка Октябрьский и сёл района обязуют везти в перинатальные центры Кунгура или Перми — за 120, а то и 220 километров, хотя женщин с физиологическими родами вполне могли бы оставлять в роддоме центральной районной больницы; об острых проблемах лечения и протезирования зубов, которые всех касаются…

Владислав Одегов из Кунгура получил специальный диплом жюри «За верность теме исторических расследований».

Жюри: работа над ошибками

В профессиональном плане по-прежнему остро стоит вопрос об осмыслении жанров публикаций – многие конкурсанты весьма смутно представляют себе их особенности. О чём не один год на всех наших клубах журналистского мастерства неустанно толкуют Мария Фёдоровна Попова и Валерий Михайлович Амиров – преподаватели факультета журналистики УрГу. Практика показывает: качество публикации повышает правильно выбранный жанр.

Один из критериев оценки, как и в прошлые годы — динамика, развитие, видимое движение вперёд. Но как быть, если целый ряд журналистов из года в год пишет классные высокопрофессиональные материалы? Не замечать их? Каждый раз отмечать одних и тех же? Обиды и непонимание неизбежны.

Для жюри это проблема, которую будем решать. Возможно, стоит внести изменения в Положение о конкурсе. Может быть, надо придумать какое-то специальное поощрение или отдельную номинацию.

Ещё одна проблема «на подумать» — это разработка конкретных критериев оценки для каждой из 20 номинаций. Их, как показывает практика, стоит подробно прописать. В этом году так оценивали «свои» номинации члены жюри Алексей Гущин и Сергей Мешавкин. Для примера, критерии в номинации «Фоторепортёр»: раскрытие темы; фокусность снимков (максимально точное соответствие теме); информативность подачи (сопровождение информативной подписью); фотографические качества (композиция, ракурс, многоплановость, цветовой баланс).

А теперь немного об общих итогах. Прорывом года в номинации «Районная газета» стала победа «Маяка Приуралья» из Чернушки. Газета впервые за несколько последних лет вырвалась в лидеры вместе с постоянными победителями, а это «Верещагинский вестник», «Верный путь» из села Орда, «Парма-новости» из Кудымкара. В номинации «Городская газета года» неожиданностей не оказалось. Лучшими стали обе «Искры» — из Лысьвы и Кунгура, «Зори плюс» из Добрянки и «Соликамский рабочий».

А закончить обзор я хочу словами из того самого гимна, со строк которого и начала: «И надеждою душа согрета, что не сгинет ни одна газета».