Интернет-вестник Пермского краевого отделения Союза журналистов России

Поделиться
Отправить

Пермская опера готовится к премьере «Дон Жуана»

В Пермском театре оперы и балета 17 и 18 декабря состоится премьера: зрители увидят знаменитую оперу Моцарта «Дон Жуан» в постановке режиссера Марата Гацалова и дирижера Артема Абашева.

«Дон Жуан» как «Криминальное чтиво», «Дон Жуан» как «Казанова», «Дон Жуан» как «Теорема»… Какие только приключения ни переживал этот сюжет за два с лишним века кинотеатральной истории! Либертин, романтик в поиске идеала, бунтарь, гений чувственности, усталый циник, смутный объект желания — главный герой «оперы опер» менял личины как перчатки.

Снова и снова актуализируя, деконструируя и переосмысляя один из ключевых мифов Нового времени, театр словно бы проверял его на прочность — так что под воздействием всех этих операций материал «Дон Жуана» устал и потерял эластичность: к началу XXI века оптимальным форматом сценического воплощения оперы Моцарта казалось концертное исполнение. Любая попытка предложить сегодня очередную театральную трактовку «Дон Жуана» почти неизбежно обречена на провал: поставить оперу Моцарта — значит выстроить объективную модель мира, но в современной реальности с ее тотальной относительностью всего и вся, с ее невозможностью увидеть цельную картину происходящего вокруг эта задача кажется невыполнимой.

Но что будет, если пересмотреть привычные взаимоотношения музыки и сцены, отказавшись от самой идеи театральной интерпретации? Что будет, если позволить зрителю сконцентрироваться на «веселой драме» музыки Моцарта, инициировав его воображение и воспламенив его способность к критическому суждению? Новый «Дон Жуан» Пермской оперы — попытка ответить на эти вопросы.

Марат Гацалов на репетиции

Марат Гацалов, режиссер постановки, главный режиссер Пермского театра оперы и балета:

—  «Бог умер» — содержание «Дон Жуана» вполне можно было резюмировать этой канонической фразой Ницще. Ее аллегорией у Моцарта становится убийство Командора — героя, олицетворяющего собой привычный порядок, структуру. Дон Жуан же, напротив, это в первую очередь энергия первозданного хаоса, жизни, творчества, воображения. Работая над спектаклем, мы часто вспоминали не только Ницше, но и Достоевского. Оба они предупреждали о том, что наступает новое время, разрушающее старую картину мироздания. Вскоре привычная структура мира действительно оказалась поверженной, роль мужчины как отца и как мастера рассыпалась — сегодня мы по-прежнему живем в этой парадигме, столь красноречиво описанной в «Дон Жуане». Опера Моцарта в том числе и о том, что человечество до сих пор не преодолело этот кризис.

Над спектаклем под руководством режиссера Марата Гацалова и дирижера Артема Абашева работает команда постановщиков: автор визуальной концепции и сценограф Моника Пормале (Латвия), художник по видео Ася Мухина, художники по свету Алексей Хорошев и Рудольфс Балтиньш (Латвия), хормейстер Евгений Воробьев и драматург Дмитрий Ренанский.

Артем Абашев на репетиции

Артем Абашев, музыкальный руководитель постановки, главный дирижер Пермского театра оперы и балета:

— Для меня «Дон Жуан» стоит особняком не только в творчестве самого Моцарта, но и во всем оперном искусстве. Это одно из самых значимых музыкальных произведений. В нем всё изумительно выстроено драматургически. И для меня как для дирижера самая главная задача — вникнуть в эту драматургию и следовать тому пути, которому следовал композитор, когда писал музыку. В этом сочинении композитор опередил свое время более чем на сто лет. Его музыка гораздо прогрессивнее эпохи, в которую была написана. Для меня «Дон Жуан» — это скорее сочинение эпохи модернизма, и мне важно, чтобы зритель, приходя в театр, услышал Моцарта прогрессивного. 

Фото – Андрей Чунтомов