Жюри «Золотой маски» приедет в Пермь, чтобы увидеть «Жанну на костре»
«Золотая маска» начинает конкурсные показы спектаклей, номинированных на национальную театральную премию по итогам прошедшего сезона. Один из первых спектаклей, которые увидит жюри, состоится в Перми. Пермский театр оперы и балета покажет главную премьеру прошлого сезона — драматическую ораторию «Жанна на костре», претендующую на «Золотую маску» в восьми номинациях.
Пермский театр оперы и балета получил по итогам прошедшего сезона рекордное количество номинаций на «Золотую маску» — 28. Из них восемь принадлежит главной премьере сезона, драматической оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре». Спектакль одного из самых значимых и обсуждаемых в мире режиссеров Ромео Кастеллуччи поставлен Пермской оперой совместно с несколькими крупными европейскими театрами: Лионской национальной оперой (Франция), театром Ла Монне/Де Мюнт (Бельгия) и Театром Базеля (Швейцария) специально к открытию Дягилевского фестиваля— 2018.
Каждая новая работа Кастеллуччи, новатора и автора уникального театрального языка, неизменно вызывает массу споров и противоречивых оценок зрителей и провоцирует активную дискуссию в профессиональном сообществе, но всегда входит в топ главных театральных событий. То же произошло и с «Жанной на костре»: на премьерные показы в июне прошлого года съехались музыкальные критики, творческая элита и любители оперы со всего мира. Особенный интерес к этой постановке обусловлен еще и участием оркестра и хора musicAeterna под управлением дирижера Теодора Курентзиса, чье прочтение музыкального материала, безусловно, отличается от интерпретаций других дирижеров.
«Казалось бы, мастерству хора и оркестра musicAeterna уже не нужно удивляться и стоит уже начать принимать это звуковое великолепие как само собой разумеющееся. Однако в «Жанне на костре» музыканты, пожалуй, вновь сотворили какое-то чудо», — писала после премьеры «Независимая газета».
«Массивный хор звучит словно ниоткуда, едва слышно – ритм французских слов вступает в тонкую игру с метром партитуры. А вдруг звенит весь театр», — так описывают «чудо» «Ведомости».
«Российская газета» уточняет: «Звук в спектакле окружает зрителя со всех сторон, хор входит в действие, как в античной трагедии, комментируя, обостряя его. И так же, как герои античности, Жанна на сцене остается одна, лицом к лицу с невидимым роком, победить который герой не в силах».
«Тандем дирижера-визионера и режиссера-еретика до предела обострил напряженные взаимоотношения сцены и музыки, столкновение которых высекает из уральской «Жанны на костре» искру большого театрального взрыва», — резюмирует «Коммерсант».
Постановка претендует на премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая опера». Создатели спектакля Ромео Кастеллуччи и художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис выдвинуты в номинациях, соответственно, «Лучшая работа режиссера в опере» и «Лучшая работа дирижера в опере». Исполнители главных ролей — звезды французского театра и кино — Одри Бонне и Дени Лаван номинированы на премию за лучшую женскую и мужскую роли. Кроме того, Ромео Кастеллуччи претендует на награду как лучший художник, художник по свету и художник по костюмам в опере.
Спектакль-событие вновь можно увидеть в Перми на этой неделе. 11, 12 и 13 января состоится серия «масочных» показов «Жанны на костре». За дирижерский пульт встанут Теодор Курентзис (11 и 13 января) и Петр Белякин (12 января).